admin / 01.02.2020

Чертеж капельной горелки на отработанном масле

Капельная печь: виды, схемы, изготовление самостоятельно, нюансы

Колесников Юрий Фёдорович, инженер-теплоэнергетик

Горелка или печь?

Самодельная капельная печь на отработке

Проблема утилизации отработанного моторного, трансмиссионного и гидравлического масла (отработки) в мировом масштабе еще далека от решения. Один из способов использовать отработку – сжечь ее, получив даровое тепло. Однако отработка – энергоемкое, но грязное и нестабильное по свойствам топливо. В горелках, позволяющих сжигать отработку полностью, применяется наддув, очистка, обезвоживание и подогрев топлива, что делает их энергозависимыми, технически сложными и требующими квалифицированного обслуживания. Мастера-любители уже довольно долго делают печи на отработке с безнапорными горелками: в них масло тихо горит непосредственно в расходном баке, испаряясь, а пары поступают в камеру сгорания (дожигатель), где смешиваются с вторичным воздухом и сгорают. За годы эксплуатации печи на отработке с безнапорными горелками показали себя достаточно экономичными, но еще более опасными; доходит до взрывов. Капельная печь правильной конструкции пожаробезопасна: свидетельства тому прошедшие соотв. сертификацию промышленные образцы; только из отечественных на рынке присутствуют ЖАР-25 стандарт/автомат, полуавтоматические НТ 602-605, НТ 612, ВН-Ж-90-П/Н, Тепламос Т-603 (Теплон) и др. Вместе с тем капельная печь конструктивно проста и может быть выполнена полностью энергонезависимой. Поэтому умельцы сейчас занялись капельными печами весьма плотно и создают конструкции порой весьма замысловатые (см. рис. справа). Однако хорошую капельную печь возможно сделать гораздо проще, а по эффективности сжигания неочищенной обводненной отработки она может вплотную подойти к такому хитрому устройству, как горелка Бабингтона.

Почему отработка?

Капельная подача топлива широко используется в теплотехнике, если требуется тепловая мощность прим. до 15 кВт. Принцип действия капельной печи прост: жидкое топливо капает в нагретый испаритель, в который подается первичный воздух. Каждая капля испаряется и частично сгорает тут же, поддерживая температуру испарителя. Остальные пары топлива поступают в камеру сгорания с притоком вторичного воздуха, где и сгорают полностью. Таким образом, в капельных печах осуществляется 2-х ступенчатое сжигание топлива. В отличие от печей с безнапорными горелками, где топливо греет до испарения только само себя, в капельных часть тепла от сгорания каждой капли расходуется на подогрев довольно массивного испарителя, что и определяет их меньшую экономичность. Но и способы минимизировать этот недостаток существуют, см. далее.

Предельная мощность капельной печи во многом определяется свойствами топлива: если, чтобы получить заданное количество тепла, топливо нужно пускать струйкой, печь становится пожаро- и взрывоопасной. Отработка в этом отношении хороша тем, что ее вязкость и поверхностное натяжение велики, т.е. капли отработки возможно получить частые и крупные. Существенно хуже по данным параметрам дизтопливо, хотя печку на отработке и дизеле сделать все же можно, см. далее. На легком жидком топливе капельные печи не делают – опасно. Мазут и нефтешлам слишком ценны как топливо, а источники тяжелых топлив промышленных масштабов стабильны, чтобы сжигать их как попало.

Схемы капельных печей

Разновидностей промышленных устройств для капельного сжигания жидкого топлива известно довольно много, и регулярно появляются новые патенты. Но домашнему мастеру и/или владельцу автомобиля в не отапливаемом гараже сразу так рыться в них не стоит: сложно, энергозависимо, дорого.

Капельная печь, доступная для изготовления любителями, может быть построена по одной из след. схем (см. рис.):

  1. С фитильной горелкой (испаритель заполнен пористым наполнителем);
  2. С «мокрой» чашей;
  3. С жаровой (пламенной) чашей-испарителем и нижней подачей топлива;
  4. То же, с верхней подачей топлива.

Схемы устройства капельных печей на отработке

С фитилем

Под капельную с фитильной горелкой можно приспособить любую печку-буржуйку, т.к. испаряются не сами падающие капли топлива, а его запас в горячем пористом наполнителе. Для запуска в испаритель наливают немного топлива, поджигают, а когда наполнитель разогреется (что видно по выкипанию остатков растопки и появлению чистого пламени взамен чадящего), пускают капель. Мощность капельных печей с фитильным испарителем не превышает 6-8 кВт, иначе слишком частые капли остужают наполнитель и печку приходится запускать заново. Если же печь оставлена без присмотра, то от избыточной капели испаритель переполнится и наружу потечет топливо; возможно, горящее. Это серьезный недостаток капельных печей с фитильным испарителем. Другой – они не обладает свойством саморегулирования; капель для отработки из разных партий нужно каждый раз выставлять вручную.

Наполнитель

КПД капельно-фитильной печки во многом определяется, во-первых, наполнителем горелки. Идеальный вариант – обломки костей животных, они задерживают в себе всю грязь из топлива. Благодаря самодельной печке с костным наполнителем горелки стала возможной совершенно невероятная история.

Во время известной антарктической экспедиции Роберта Скотта ее северная партия оказалась накануне антарктической зимы отрезанной от базы. У ее участников кончалось продовольствие, спички, топливо. Не было теплой одежды и соли. Люди вырыли в снегу пещеру и соорудили печку-жирник из большой консервной банки, но работала она плохо – почти не грела и потребляла много тюленьего жира (ворвани). Тогда один из них, простой матрос, имя которого заслуживает упоминания – Гарри Дикасон – и придумал наполнять испаритель тюленьими костями. Северная партия в полном составе (6 человек) пережила зиму, а весной, пешком, таща на себе сани, проделав почти 600 км, вернулась на базу, где их все считали давно погибшими. Об этом один из участников северной партии Реймонд Пристли написал книгу «Антарктическая одиссея» (Raymond Priestly, “Antarctical Adventures”». Имейте в виду, вдруг окажетесь в экстремальной ситуации.

Похожими свойствами обладает наполнитель из крошки шамотного кирпича. Не шамотного мертеля, а именно мелко битого кирпича. С ним капельно-фитильная печь развивает свои предельные 8 кВт, т.к. теплоемкость шамота велика. Битый красный рабочий в меру отожженный кирпич несколько хуже, т.к. менее порист, а пережженный кирпич-железняк и клинкерный не годятся. Но любой наполнитель испарительной фитильной горелки довольно быстро отравляется грязью из топлива, и менять его нужно регулярно.

Корпус

Конфигурация корпуса капельно-фитильной печи сильно влияет не ее КПД: такая печка из буржуйки будет весьма прожорливой. Здесь идеальный вариант – промышленный газовый баллон, напр., кислородный; под высоким сильно выпуклым сводом пары топлива успешно догорают, прежде чем выйти в дымоход. Капельная печь из промышленного газового баллона хорошо подойдет для гаража благодаря своей компактности. Выход в дымоход (диаметр 100 мм; высота от 4 м) делают на уровне прим. 2/3 высоты баллона. Под горелкой оставляют 120-150 мм. На уровне 60-80 мм ниже ее днища в баллоне по кругу насверливают 12-16 отверстий диаметром 10 мм для доступа воздуха, это вместо поддувала (топочная дверца должна закрываться плотно). В днище баллона делают резьбовое отверстие под пробку для слива конденсата.

Примечание: чаша и система подачи топлива – такие же, как у прочих капельных печей, см. далее.

С мокрой чашей

Для успешной работы капельной печи с «мокрой» чашей в ее испарителе должна гореть лужица масла. В сущности, получается маленькая печка с безнапорной горелкой, подпитываемая по капле, дающая пары в большой дожигатель. Однако КПД ее хуже, т.к. часть вторичного воздуха (увлекаемого пламенем в чаше), проскакивает в дымоход, увлекая за собой пары масла. Верхний тут дымоход или боковой, в данном случае значения не имеет. Кроме того, первичный воздух омывает чашу-испаритель, охлаждая ее.

Достоинство данной печи – некоторая способность к саморегулированию. Если пламя в чаше слишком разгорится, то оно же уменьшит поток вторичного воздуха в дожигатель. Поскольку тихое горение масла в чаше требует воздуха немного, уменьшится приток первичного и пламя сникнет. Но пределы саморегулирования небольшие, и при переходе на отработку из другой партии капельницу (см. далее) нужно перенастраивать.

Самодельная капельная печь с контуром воздушного отопления с принудительной циркуляцией

Другое достоинство данной печи – возможность встроить в нее горизонтальный воздушный теплообменник. Печка, с наддувом контура воздушного отопления от маломощного вентилятора, превращается в калорифер (см. рис. справа). Вертикальный энергонезависимый теплообменник с естественной циркуляцией, к сожалению, ставить нельзя: он собьет процесс дожигания, и печь скоро зарастет нагаром (закоксуется).

И, наконец, оптимальные размеры и форму для печи данного типа на 8-10 кВт имеет бытовой газовый баллон на 50 л. Вследствие указанных достоинств капельные печи с «мокрой» чашей благодаря простоте конструкции в последнее время популярны.

Примечание: невысокая предельная мощность печей с фитильной и мокрой чашей объясняется и тем, что масло в них может испариться еще в питающей трубке, конец которой расположен близко к пламени. Пары улетучатся в дожигатель и сгорят, на подогрев чаши ничего не останется, и печь погаснет.

С пламенной чашей

Наиболее экономична и безопасна печь на отработке капельного типа с пламенной чашей. Особенности ее устройства и работы таковы:

  • Воздух подается сверху по воздухопроводу В, проходящему вертикально сквозь камеру сгорания К.
  • Вторичный воздух (хотя физически он в данном случае первичный) сразу отбирается парами топлива на дожигание.
  • Первичный воздух (физически – вторичный) поступает непосредственно в пламя топлива в испарителе, минуя чашу.
  • Пары топлива поступают в камеру сгорания через кольцевые зазоры в диафрагме Д.
  • Возможна подача топлива сверху по питательной трубке, расположенной коаксиально в воздуховоде, что исключает преждевременное испарение топлива.

Благодаря этим особенностям капельные печи, во-первых, саморегулирующиеся: слишком разгорелся испаритель – больше паров ушло на дожигание – меньше попало воздуха в чашу – печь вернулась в режим. Во-вторых, менее чувствительна к свойствам топлива: попалось масло более текучее – капель пошла чаще – испаритель разгорелся – см. выше. Попалось масло обводненное – пары масла, как более тяжелые, оттеснили водяные на периферию – пары воды ушли в периферийный зазор и в дымоход, не нарушая процесса горения. Заправили бак вместо масла дизелем – пары топлива ушли на дожигание через оба зазора – камера сгорания съела больше вторичного воздуха – пламя в испарителе притихло – печь вернулась в режим. И третье – печь с пламенной чашей и верхней подачей топлива способна развить максимальную для данного класса устройств мощность до 15-16 кВт благодаря воздушному охлаждению питающего топливопровода.

Топливо снизу

Капельная печь на отработке с пламенной чашей и нижней подачей топлива конструктивно проще и, в отличие от печей с фитильной и мокрой чашами, способна развить мощность до 10-12 кВт благодаря более широким пределам саморегулирования. Испарительной чашей может служить и просто под печи, если она установлена на несгораемом полу или на ножках; в том и другом случае на прокладке из асбеста или базальтового картона толщиной от 20 мм.

Сборочный чертеж капельной печи с пламенной чашей и нижней подачей топлива, размеры и деталировка к нему даны на рис. Материал – трубы разных диаметров. Чаша – под печи. Особенность данной конструкции – некритичность к общим размерам. При повышении высоты перфорированной части воздуховода от 350 до 500 мм мощность печи растет от 6 до 9 кВт. Дальнейшее повышение высоты корпуса печи увеличивает ее КПД без повышения мощности. Маслобак – тоже из трубы 90 мм. Топливо из него в капельницу подается по боковому патрубку, а нижний предназначен для слива накапливающегося шлама.

Чертежи капельной печи на отработке с пламенной чашей и нижней подачей топлива

Топливо сверху

Верхняя подача топлива в капельную печь с пламенной чашей позволяет реализовать в ней максимально возможные мощность и КПД. Причина – наибольший для капельных печей диапазон саморегулирования данной конструкции дает возможность организовать пропорциональную подачу вторичного воздуха: отверстия в воздуховоде сверлятся горизонтальными рядами, а их количество в ряду и, возможно, диаметр уменьшаются по высоте. Для обеспечения высокого КПД печи на самом малом ходу нижний ряд отверстий иногда заменяется вертикальными прорезями. Таким образом организуется приток воздуха в камеру сгорания, в точности равный потребности в нем горящих паров топлива на разных режимах работы печи.

Чертежи капельной печи на отработке, в которой реализованы указанные принципы, даны на рис. Это одна и та же печка, только по-разному изображенная. Исключая дымоход и дно чаши: вариант справа рассчитан на наддув от вентилятора на 40-60 Вт. КПД этой печи будет всего на 3-4% меньше, чем у горелки Бабингтона, если ее (печь) снабдить воздушной рубашкой с естественной циркуляцией, превратив таким образом в печь-калорифер. Воздух в рубашке, нагреваясь, не будет расходиться в стороны, а создаст теплоизоляцию, улучшающую условия сжигания паров топлива. Толщина воздушного слоя в рубашке – 100-120 мм.

Чертежи капельной печи на отработке повышеной мощности и с повышенным КПД

Из баллонов

Бытовой газовый 50 л баллон вполне пригоден также для корпуса капельной печи на отработке с пламенной чашей. Более того, его большая относительная ширина и выпуклый свод дают возможность в некоторых случаях отказаться от диафрагмы, требующей лишнего металла, работы и усложняющей обслуживание печи. Правда, разогнать капельную печь из баллона более чем до 11-12 кВт не получится, но, поскольку любые печи на отработке пригодны для отопления лишь нежилых помещений, это не так уж существенно.

Чертежи капельной печи из баллона с пламенной чашей и верхней подачей топлива для воздушного топления даны слева на рис. ниже. Обратите внимание: отверстия в воздуховоде узкие; их всего 3 ряда, расположенных далеко друг от друга по высоте. В широком баллоне горящие газы поднимаются медленнее, чем в трубе и поэтому перемешиваются с воздухом лучше, но еще недостаточно хорошо. Из отверстий в воздуховоде бьют сильные струйки воздуха, дополнительно перемешивающие газы. В нижнем ряду отверстия частые, струйки воздуха из них образуют нечто вроде виртуальной диафрагмы, работающей так же, как стальная в печах из труб.

Чертежи капельных печей на отработке из бытового газового баллона

Справа на рис. – чертеж капельной печи с водяной рубашкой из бытового газового баллона на отработке. Вода сильно охлаждает камеру сгорания, не давая как следует догореть парам топлива. Поэтому здесь весь вторичный воздух «выплескивается» весь сразу в зону наибольшей их концентрации, образуя в то же время растянутую по высоте виртуальную диафрагму из множества струек воздуха пошире и послабее. Собственно, получается уже не виртуальная диафрагма, а виртуальный поршень переменного диаметра. Стоит это небольшого снижения КПД печи сравнительно с предыдущей, но пристроить к капельной печи водяную рубашку, не убив ее КПД до безобразно малого, вообще-то дело очень сложное.

Капельный котел

На след. рис. даны для примера чертежи капельного водяного котла отопления из того же баллона на отработке, пригодного для СО с принудительной циркуляцией теплоносителя (в пред. случае она может быть только естественной термосифонной). Как видим, здесь применен весь комплекс мер повышения КПД капельной печи, плюс теплоизоляция базальтовой ватой чаши и рубашки. Изоляцию, в свою очередь, нужно тщательно изолировать от паров топлива, иначе котел быстро выйдет из строя. Источники отработки нестабильны, конструкция котла сложна и поэтому данный образец не получил сколько-нибудь широкого распространения.

Чертежи капельного котла водяного отопления на отработке

Подача топлива

Мастера-любители часто делают питание капельных печей топливом одноступенчатым: маслобак, шаровой вентиль, питающая трубка. Во-первых, это опасно: вентиль для удобства и той же безопасности запуска печи нужно ставить поближе к ней. Питающая трубка при нижней подаче топлива довольно сильно греется. Если по трубе нагрев пройдет за вентиль, до которого в трубке сплошной столб топлива, это грозит бедой. Во-вторых, топливное питание печи получается нестабильным: по мере прогрева трубки капель учащается, т.к. масло разжижается. Если польется струйкой, то это снова же опасно.

Капельная подача масла в печь на отработке должна быть организована по 2-ступенчатой схеме: основной (накопительный) маслобак – вентиль – расходная капельница – расходный резервуар (бачок) – свободный сток из него не ниже 60 мм от дна (для дополнительного отстоя шлама) – рабочая капельница. Подачу топлива открывают, когда растопка в чаше (см. ниже) зажжена. Пока масло в бачок накапает до уровня стока, можно не спеша отрегулировать его подачу, а потом оно закапает в чашу капля в каплю.

Схема безопасного питания капельной печи из расходного бачка с предохранительным клапаном и капилляром

Данная система, однако, не вполне безопасна. Если второпях, по незнанию или просто стремясь поскорее согреться с мороза слишком сильно открыть вентиль, расходник сразу наполнится, в печь хлынет топливо, а она выбросит язык огня и пойдет плеваться горящими брызгами. Правильно будет построить систему капельной подачи масла в печь с предохранительным поплавковым клапаном и дозирующим капилляром (см. рис. справа).

Поскольку разные металлы смачиваются отработкой по-разному, и свойства ее существенно меняются от партии в партии, длину капилляра нужно будет подобрать: масло подают под гравитационным напором 120-150 мм (из подвешенной емкости) при комнатной температуре, а капилляр подбирают так, чтобы капало почаще, но с ясно различимыми на глаз каплями. От такого же питателя может быть задействована капельная печь на солярке, но капилляр нужно будет взять с просветом 0,6-1 мм и длиной в 2,5-3 раза большей, чем для отработки. Недостаток у такой схемы подачи топлива в капельную печь один: отработка – грязное топливо, и капилляр придется периодически прочищать.

Примечание: если не полениться и сделать расходный бачок со сменными капиллярами для разных масел и солярки, печь станет многотопливной.

Запуск печи

Выше уже сказано неявно, что запускать капельную печь нужно медленно и плавно. Обычно для этого используют факел из спицы с кусочком поролона или тряпочкой: пускают капель, подставляют факел. Когда промокнет, ждут, пока в чашу не накапает лужица, поджигают факел, а им масло.

Есть способ запуска капельной печи куда удобнее и безопаснее: ком туалетной бумаги, пропитанный тем же маслом. Его кладут в чашу, поджигают и не спеша регулируют капель, не заботясь более о растопке. Туалетная бумага почти чистая целлюлоза, она сгорает без остатка. Этим способом давно уж греются туристы в палатках: рулон вставляют в печку-щепочницу, поливают полстопарем спирта (который тоже сгорает без остатка), или целым ее, родимой, и поджигают сверху. Тепла выделяется много, а ничтожное количество пушистой золы можно просто выдуть. В печи она вылетит в трубу.

Печь + горелка

В заключение напомним еще об одном способе достаточно эффективного капельного сжигания отработки. Это – водно-масляная горелка. Когда-то такими широко пользовались строители и дорожники для разогрева битумных котлов, но ныне он практически вышел из употребления потому что водно-масляная горелка сама по себе плоха: прожорлива, много коптит. Однако, если ее пристроить к топочной дверце любой печи (воздух поступает через поддувало), то в горячем топочном пространстве пары масла отлично догорят и водно-масляная капельная печь покажет весьма неплохой КПД.

Устройство водо-масляной горелки несложно: в раскаленную чашу, над которой идет поток воздуха, капают одновременно топливо и вода. Капли воды взрываются, как на раскаленной сковородке, и разбрызгивают масло в туман. Пары топлива потоком воздуха (печная тяга или наддув) через раструб идут в топку печи, где и сгорают. Сложность в данном случае в необходимости настройки 2-х капелей, топливной и водяной, но конструктивно водно-масляная горелка проще любой из описанных выше печей, кроме фитильной. Зато ее КПД в комплексе с печкой-буржуйкой не хуже, чем у печей с пламенной чашей. Как своими руками сделать водно-масляную горелку для печи, см. напоследок видео:

Печь на отработке с наддувом

Самодельная печь на отработке с наддувом: 47 фото пошагового изготовления печи своими руками, а также видео, где показана печь в работе.

Печка сделана из трубы диаметром 150 мм, толщина стенки 8 мм и газового баллона.

Изготовлена пиролизная чаша.

Из трубы на 2 дюйма сделал инжектор, отверстия по 16 шт, 12 рядов, диаметр отверстий — 3 мм.

Из баллона вырезал круги диаметром 166 мм. Они будут верхом и низом печки, сам баллон корпусом печки.

Нижняя часть инжектора, сделаны отверстия диаметром 5 мм. Внутри инжектора будет проходить труба 0,5 дюйма для подачи отработки.

Диск для крепления пиролизной чаши.

Чаша закреплена.

В колене сделал отверстие под трубу 0,5 дюйма.

Из крышки от баллона сделана съемная крышка на верх печки, для этого высверливаю по кругу отверстие и одеваем на трубу инжектора.

Привариваем два кольца, одно по внешнему диаметру, другое по внутреннему корпуса печи.

Ставим трубу для подачи отработки (0,5), колено и крышку на трубу инжектора.

Теперь сверлим отверстия диаметром 12 мм, в трубе подачи отработки, два отверстия под углом 45 градусов. Одно нижнее отверстие для подачи отработанного масла, а второе для подачи первичного воздуха.

На трубе резьба для заглушки, отверстие предназначено для чистки трубки подачи масла.

Отверстие для розжига.

Сделано отверстие для выхода газов.

Ещё понадобилась печь от автобуса ЛИАЗ.

Разрезаем газовый баллон.

Привариваем баллон к трубе.

Делаем короб для вентилятора.

Задвижка для подачи воздуха, при розжиге печки я ее закрываю, на трубе подачи масла и первичного воздуха установлен кран для регулировки на 0,5 дюйма.

При большой подаче отработки и воздуха, огонь вырывается в трубу, что бы она не прогорела я изготовил эту конструкцию из обрезка трубы длиной 200 мм и толщиной 8 мм.

Самодельная печь на отработке готова.

Печь работает очень хорошо, дым из трубы вообще отсутствует.

Чищу после 50 литров сгоревшей отработки.

В этом видео, показана печь в работе.

Роман Караулов.

Котёл с водяным контуром на отработанном масле. Чертежи и инструкция по изготовлению своими руками

Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива — нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется — для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства. Всё, что понадобится для запуска процесса разложения — испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа — в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу печка оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы — сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат — лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска — отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/documents/pech-na-otrabotke-svoimi-rukami.html

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой — она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна — 200 мм, а верхнего — 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае — 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм — это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости — частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая — колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним — 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном. Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами — последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых — необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.

  • Виктор Каплоухий

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые — техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Отопление гаража – проблема не самая важная. Но многие автовладельцы, кто частенько проводит время со своим железным другом, стараются это времяпрепровождение сделать комфортным. Поэтому задумываются над тем, какой агрегат установить, чтобы и тепло было, и расходы на эксплуатацию были минимальными. Один из таких вариантов – нагревательный прибор, работающий на отработанном масле. Благо этот тип топлива − один из самых дешёвых и доступных. Поэтому в сегодняшнем обзоре будем разбираться, из чего собирается печка на отработке своими руками. Чертежи, видео и фото помогут детально проанализировать весь процесс производства.

Простейшая конструкция печи на отработке

Что такое отработка

Отработка – это техническое масло, которое используется внутри автомобильных моторов, сливаемое из них после окончания срока его эксплуатации. То есть, это стопроцентный нефтепродукт, в который добавляют различные присадки для увеличения срока эксплуатации трущихся между собой деталей автомобильного двигателя.

Под действием высоких температур и воздуха техническое масло теряет свои технические свойства. Поэтому его с определённой периодичностью меняют на новое. Именно слитое масло и называют отработанным или отработкой. Все масла, которые применяются в двигателях автомобилей любой марки, являются горючими веществами. Именно поэтому их часто и используют в качестве топлива.

Но сгорая в пламени, отработка оставляет после себя достаточно большое количество отходов, часть из которых токсична. Чтобы уменьшить концентрацию таких веществ, мастера придумали масляные печки, работающие на отработке, которые функционируют по принципу нагрева отработанного масла. Именно в процессе нагрева до высоких температур масло начинает распадаться на составляющие, часть из которых является горючими смесями. Они-то и сгорают в огне, выделяя огромную тепловую энергию. Конечно, присутствие кислорода в этом процессе обязательно.

Отработанное масло, слитое из картера автомобильного двигателя

Принцип работы печки на отработке

Гореть отработка, а ведь было определено, что это тяжёлое, загрязнённое масло, будет плохо. Поэтому его надо расщепить. Есть два способа: с помощью кислорода, то есть провести окисление, или способом нагрева. Первый вариант отбрасывается сразу, потому что это затея не на бытовом уровне.

Сам процесс расщепления называется пиролизом. Самый простой метод – использовать горение самого топлива. При этом надо отметить, что пиролиз – процесс саморегулирующийся и самоподдерживающийся. Но перед тем как он начнётся, необходимо отработку нагреть до температуры +400°С, чтобы она стала выделять горючие пары. Как только это произойдёт, пиролиз начнёт сам себя поддерживать и контролировать. И это очень хорошо.

Принцип работы печки на отработке с пиролизным процессом

Поэтому обогреватель, на отработанном масле работающий, − это несложная конструкция. Во всяком случае, не сложнее обычной кастрюли. Потому что, по сути, это ёмкость, в которой нагревают топливо. Именно в ней и происходят пиролизные процессы. Основная конструктивная особенность такого агрегата – труба с множеством сквозных отверстий. Именно по ней поднимаются горючие пары, а через отверстия внутрь поступает свежий воздух, обогащая пары кислородом. Эта смесь и сгорает в верхней камере, выделяя тепловую энергию.

Недостатки принципа сжигания отработанного масла для его же нагрева

Как показывает практика, именно такую печь на отработке устанавливают в гаражах. Но у этой конструкции есть серьёзные недостатки:

  1. Этот прибор работает с открытым пламенем, что недопустимо в помещениях, где хранятся нефтепродукты.
  2. Металлическая поверхность печки нагревается докрасна. То есть, такой агрегат – это высокая вероятность ожогов и пожаров.
  3. Если кто-то хочет получить высокую тепловую мощность печи, то это не тот вариант. Такие нагреватели могут выдавать тепло не более 15 кВт.
  4. Самостоятельно остановить горение топлива в этой конструкции не получится. Оно должно полностью выгореть.
  5. Тушить порошковым огнетушителем такую печь нельзя. Порошок, попавший на раскалённый металл, тут же взрывается. Поэтому только углекислотные огнетушители.

Внимание! Нельзя устанавливать вьюшку между камерой, где сгорает горючая смесь, и нижним баком, где нагревается отработка. Пары отработанного масла плотные, у них в нагретом виде большое давление. Поэтому кипеть топливо будет всё время, как бы ни пытались остановить данный процесс. Если дополнительно перекрыть дроссель, то взрыв – процесс неотвратимый.

Поэтому очень важно понимать, что сделанная своими руками печь на отработанном масле – это в первую очередь сварная конструкция. Никаких сборочных креплений.

Итак, самая опасная часть печки – резервуар, в котором нагревается отработка. Поэтому идеальный вариант – избавиться от него. Эта проблема давно решена на уровне промышленных котлов, работающих на мазуте. Для чего используются специальные горелки. Именно в них совмещают сразу несколько процессов сгорания топлива, а именно: пиролиз, сгорание и дожиг.

Когда стоит задача изготовления своими руками горелки на отработке, чертежи для многих мастеров не нужны. Потому что конструкция её не очень сложная, хотя специфика изготовления достаточно тонкая. Есть несколько конструктивных исполнений горелок.

Самый простой вариант такой горелки – пламенная чаша. По сути, это тарелка, разогретая до максимальной температуры, на плоскость которой капает отработанное масло. Топливо просто вспыхивает и тут же сгорает. Стопроцентный эффект. Основная задача – разогреть тарелку до требуемой температуры.

Но, как показывает практика, такие горелки всё равно до конца отработку не сжигают. Поэтому чащу дополняют трубой с отверстиями, где происходит смешивание остатка горючих паров с кислородом. И всё это дожигается в верхней камере сгорания.

Как сделать печку на отработке своими руками

Как было уже сказано выше, основное требование к прибору – соединение частей и деталей сваркой. Поэтому владение сварочным аппаратом – первостепенная необходимость. И чем лучше навыки, тем надёжнее агрегат.

Печь на отработке из газового баллона: чертежи и виды конструкций

Существует достаточно большое количество конструкций печек из газового баллона, которые работают на отработанном масле. Рассмотрим самые популярные среди владельцев гаражей модели.

Самый простой вариант

Этот вариант не только прост в изготовлении, потому что баллон представляет собой готовую ёмкость, которую просто надо доработать, но ис высокой надёжностью сваренных стыков. С чего начинать, и что делать – последовательность операций:

  1. Нужно открыть вентиль и спустить остатки газа из баллона. В открытом состоянии он должен простоять несколько дней. Лучше резервуар промыть.
  2. Баллон поперёк в половину своей длины отрезается болгаркой. Понадобится верхняя часть.
  3. С неё сбивается вентиль. Сделать это можно кувалдой, если он сам вдруг не открутится.
  4. Из металлического листа толщиною 3−4 мм вырезается блин диаметром, равным диаметру баллона.
  5. Его приваривают к отрезанной кромке.
  6. Из трубы диаметром 100 мм вырезается кусок длиною 60−100 см.
  7. В нём порядно высверливаются отверстия диаметром 6−8 мм. По периметру должно быть шесть отверстий, вдоль − 8−10. То есть, число отверстий −в пределах 50 штук.
  8. Трубу приваривают к бывшему месту установки вентиля.
  9. Теперь чуть сбоку на крышке баллона делается ещё одно отверстие диаметром 25−30 мм, к которому приваривается труба в 32 мм, длиною в 50 мм. На неё устанавливается заслонка. Именно через неё и будет внутрь печи заливаться отработанное масло и производиться поджог топлива.

Внимание! Открывая и закрывая заслонку, можно регулировать процесс горения внутри топливного бака.

Такую небольшую печку камерой дожига можно не укомплектовывать. Достаточно установить хороший наклонный дымоход.

Маленькая печка без камеры дожига

Печка на отработке из газового баллона с надувом

Это более сложная конструкция по исполнению и изготовлению, но эффективнее, чем предыдущая.

Фото Описание работ
Из пропанового баллона выкачивается воздух через открытый вентиль.
В верхней крышке вырезается отверстие в месте установки вентиля. Это можно сделать просто, предварительно просверлив отверстия сверлом и дрелью. К отверстию будет привариваться труба.
Делается разметка под два проёма в баллоне один над другим. По ним вырезаются прямоугольные отверстия. Вырезанные куски будут использованы в качестве дверей.
Для этого к ним и баллону привариваются обычные петли.
Должно получиться приблизительно вот так.
Из металлического листа вырезается блин диаметром, равным внутреннему диаметру баллона. В нём посередине делается круглое отверстие под трубу 100 мм. Блин вставляют между установленными дверцами, где его приваривают. То есть, он будет выполнять функции перегородки.
Из куска трубы 100 мм изготавливается перфорированное приспособление.
Его устанавливают в отверстие на блине так, чтобы отверстия оказались внутри нижней камеры.

Затем к трубе надо подвести воздуховод, это может быть всё та же труба, через которую воздух с помощью вентилятора будет нагоняться в камеру сгорания. Дымоход подключают сбоку баллона или рядом с воздуховодом. На фото ниже показан чертёж, на котором изображена принципиальная схема работы такого устройства.

Принцип работы печки на отработке с надувом

Печка на отработке капельного типа своими руками

О принципе работы печек-капельниц уже говорилось выше. В них основной элемент конструкции – чаша, на которую будет подаваться топливо в виде капель. Интенсивность подачи будет зависеть от диаметра чаши и параметра температуры печи. Существует несколько разновидностей таких агрегатов. Некоторые из них показаны на фото ниже.

Разновидности печек-капельниц, работающих на отработке

Из них две первые позиции – это печи, которые работают в стандартном режиме. Две последние работают с надувом. При этом подача топлива может производиться сбоку, как показано на трёх первых схемах, или сверху через ствол подачи воздуха.

Изготовление такого агрегата производится практически так же, как и в предыдущем случае. Но есть и свои отличия:

  • одна дверца;
  • пламенная чаша.

Другие разновидности печек на отработке

Конечно, газовый баллон – идеальный вариант для изготовления печек-буржуек на масле отработке. Но есть и другие материалы, и необязательно новые, из которых собирают печки. Это может быть труба с толщиною стенки не меньше 5 мм или листовое железо толщиною 4−5 мм. К тому же мастера предлагают различные конструкции, которые отличаются друг от друга дополнительными полезными функциями. Рассмотрим некоторые из них.

Печь на отработанном масле с водяным контуром

Это более сложная конструкция, но у неё одно очень большое преимущество перед другими моделями. С её помощью можно нагревать не только помещение гаража, но и бак для воды. А можно её использовать в качестве отопительного котла, которым отапливают помещение больших размеров. То есть, печку через теплообменник соединяют с системой водяного отопления, где произведена трубная разводка с монтажом радиаторов.

Здесь три конструктивные модификации:

  • Теплообменник, он же змеевик (в данном случае), наматывается вокруг печи с внешней стороны. Из трёх вариантов – он проще в исполнении.

Печь на отработке со змеевиком

  • Собирается печка из трубы, разделённая на два отсека: нижний – камера сгорания, верхний − для воды.

Отопительный котёл с водяным баком, расположенным в верхней части

  • Это агрегат с водяной рубашкой. То есть, между корпусом оборудования и камерой сгорания оставляется пространство, заполняемое водой.

Принципиальная схема котла с водяной рубашкой

Печь на отработке открытого и закрытого типа

В чём разница двух моделей. Самодельная печь на отработке открытого типа – это две камеры, соединённые между собой перфорированной трубой. Последняя имеет открытый вид, она ничем не защищена, и воздух забирается прямо через отверстия в камеру дожига. При этом труба может быть круглого сечения или прямоугольного.

Буржуйка на отработанном масле с дожигателем из круглой трубыПечка с дожигателем из профилированной трубы

Конструкция закрытого типа – это полноценный агрегат, со всех сторон герметично закрытый. Внутри него установлен дожигатель из той же перфорированной трубы. Только воздух в него подаётся сверху при помощи вентилятора. По сути, это печь с надувом. Правда, небольших размеров приборы вентиляторами не комплектуются. В них действуют естественные законы физики, когда воздух с более низкой температурой самотёком поступает в зону, где температура значительно выше.

Печка закрытого типа из газового баллона

Калориферы и вставыши

Что касается калориферов на отработке, то такие конструкции известны давно. Их даже производят в заводских условиях. Суть оборудования заключается в том, что нагретые и сгораемые в дожигателе горючие пары поступают в теплообменник, который обдувается вентилятором. То есть, это стопроцентный калорифер с максимальным КПД теплоотдачи. Чтобы вы поняли, о чём идёт речь, предлагаем посмотреть видео ниже, в котором показана одна из моделей данного типа.

Что такое вставыш? Это всё та же печь, работающая на отработанном масле, и которую можно сделать своими руками по чертежам. Но тут есть один момент, почему этот агрегат так называется. Всё дело в том, что вставыш на отработке предназначен как дополнение для дровяной печки. Это как бы дополнительная вставка, с помощью которой можно отказаться от использования дров. Последних зимой не напасёшься.

Дожигатель в виде трубы с отверстиями соединяет бак с жидким топливом с топкой дровяной печи. На фото ниже показано, как обе камеры соединены между собой изогнутым дожигателем.

Вставыш для дровяной печи, работающей на отработанном масле

Как сделать котёл на отработке своими руками: чертежи и видеоинструкция

Все предыдущие позиции отвечали на вопрос, как сделать печь на отработке. Рассмотрим, как сделать котёл. Хотя между ними разница незначительная.

Фото Описание работ
Для этого потребуется кислородный баллон, который разрезается пополам. Он предпочтительнее, чем газовый, потому что у него толщина стенки − 10 мм.
Для котла необходима нижняя часть баллона, куда и будет заливаться масло. То есть, оно будет гореть на дне.
Инжектор будет изготавливаться из квадратной трубы 50×50 мм, толщина стенки – 3 мм.
В трубе надо будет сделать несколько отверстий и установить внутрь кислородного баллона.
Конец трубы надо будет отрезать болгаркой под 45°.
К перфорированной трубе надо приварить трубу цельную под углом 90°.
Вот так должно быть всё установлено.
Под горизонтальную трубу в баллоне надо вырезать паз. Он делается для того, чтобы готовый инжектор не смещался относительно своего места.
Вырезанный паз в баллоне.
Инжекторную трубу теперь надо приварить к баллону. Но если придётся что-то делать с котлом, к примеру, чистить его изнутри, то трубу придётся срезать, а после прочистки или ремонта приваривать на место. Поэтому инжектор можно сделать съёмным. К нему приваривается пластина, по форме как изгиб баллона. Крепление пластины с инжектором к котлу будет проводиться двумя болтами через сквозные отверстия. Болт М6 или 8 будет устанавливаться головками изнутри.
Крышка для котла изготавливается из стального листа толщиною 6−10 мм. Обязательно приваривается по периметру юбка, которая обеспечивает герметичное прижимание. В крышке делается отверстие, закрытое глазком.
К котлу приваривается сбоку труба диаметром 114 мм. Это будет дымоход.
К горизонтальной части инжекторной трубы подсоединяется шланг от пылесоса, который в данном случае выполняет функции надува.

Отработанное масло заливается сверху. Поджиг производится керосином или бензином тоже через верх. Посмотрите видео, как собирался этот котёл.

Как правильно эксплуатировать печи на отработке, как их надо обслуживать

Правила эксплуатации и обслуживания печей, работающих на отработанном масле, существуют. И их надо обязательно придерживаться:

  1. Заполнять бак для топлива отработанным маслом больше 2/3 его объёма запрещается.
  2. Для розжига лучше использовать бумагу или ветошь. Горючими жидкостями лучше не пользоваться.
  3. Режим работы агрегата должен выставляться специальной заслонкой, расположенной в нижнем топливном баке.
  4. Нельзя использовать в виде топлива другие жидкие вещества, потому что конструкция предназначена только для сжигания масла.
  5. Оптимальное месторасположения печки – подальше от стен, ближе к полу. На высокие подставки её лучше не устанавливать.
  6. Оставлять без присмотра работающий прибор нельзя.
  7. Помещение, в котором будет установлена такая печь, должно быть оснащено хорошо работающей вентиляцией.
  8. Запрещается вблизи прибора хранить взрывоопасные и быстровоспламеняющиеся вещества.
  9. Используемое в качестве топлива отработанное масло не должно в своём составе иметь воду или антифриз. Они при сильном нагреве отработки взрываются. Поэтому рекомендуется масло перед использованием профильтровать.
  10. Нельзя добавлять масло в бак с топливом, пока оно не выгорело до конца. Залитая новая порция остудит смесь, которая перестанет гореть.
  11. Чистить печку можно любыми доступными способами. Периодичность определяется степенью загрязнения прибора.

По какой цене можно купить заводские печи на отработке

Модель Характеристики Цена, руб.
  • Калориферного типа с надувом.
  • Мощность – 12 кВт.
  • Объём обогреваемого помещения – 100−400 м³.
  • Расход масла – 0,3−1 л/ч.
  • Производительность вентилятора – 900 м³/ч.
  • Размеры: 50×45х85 см.
  • Вес – 50 кг.
35000

Тепламос НТ-612

  • Мощность: 5−15 кВт
  • Температура на выходе: 70−100°С.
  • Расход топлива: 0,51−5 л/ч.
  • Объём бака под топливо – 8 л.
  • Размеры: 29×45х65 см.
  • Вес – 15 кг.
28000

Р11М

  • Мощность: 10−60 кВт.
  • Расход топлива: 1−8 л/ч.
  • Объём топливного бака – 30 л.
  • Производительность вентилятора – 3000 м³/ч.
  • Размеры: 90×65х130 см.
  • Вес –100 кг.
67000

HD 80/55

  • Мощность тепловая: 37−54 кВт.
  • Температура воздуха на выходе: 50−60°С.
  • Производительность вентилятора: 3400−4300 м³/ч.
  • Размеры: 119×93х119 см.
  • Вес – 200 кг.
275000

Печки, работающие на отработанном масле, используются домашними умельцами уже давно. Основное их преимущество перед другими видами – высокая тепловая отдача при минимальных расходах дешёвого топлива. При этом даже небольшой агрегат может отопить значительный объём помещения.

Если у вас возникли вопросы, касающиеся изготовления прибора или его выбора по конструктивным особенностям, мы готовы с вами поделиться дополнительной информацией. Пишите в комментариях, и редакторы нашего портала обязательно вам ответят.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*