admin / 23.01.2020

Контрольная трубка на газопроводе

Содержание

Контрольная трубка на газопроводе: назначение + правила установки на футляр

У подземной прокладки газопроводных магистралей масса преимуществ. Они не портят экстерьер городских зданий и загородный ландшафт, не мешают передвижению транспорта, не заставляют смещать существующие постройки. Но у них есть существенный недостаток – это сложность мониторинга как самой трубы, так и перемещаемой по ней среды.

Мы расскажем, как контрольная трубка на газопроводе помогает следить за состоянием системы. Познакомим с особенностями конструкции этого устройства. Разберем варианты расположения и правила монтажа.

Из представленной нами статьи вы узнаете, где и в какой последовательности устанавливаются контрольные трубки на газопроводной системе. Ознакомитесь с особенностями крепления их на футлярах и на полукруглых кожухах. Поймете, насколько необходимо отслеживать техническое состояние подземного трубопровода.

Цель мониторинга состояния подземного газопровода

Проложенные в траншеях газопроводные магистрали нуждаются в регулярном осмотре не менее, чем наземные трассы. Конечно, им не грозят чисто механические повреждения, как это случается с открыто устроенными коммуникациями. Однако причин для беспокойства об их состоянии у газовщиков ничуть не меньше.

Если транспортирующая голубое топливо труба погружена в грунт:

  • Сложно следить за механическим состоянием газопровода, а ведь на его стенки воздействует давление грунта, вес сооружений и пешеходов, а также проезжающего транспорта, если магистраль проходит под шоссе или железнодорожной веткой.
  • Невозможно своевременно выявить коррозию. Ее вызывает агрессивная грунтовая вода, непосредственно грунт, в составе которого есть активно действующие компоненты. Потере первоначальных технических характеристик способствуют технические жидкости, проникающие на глубину заложения трассы.
  • Трудно определить потерю герметичности, появившуюся из-за нарушения целостности трубы или сварного узла. Причиной утраты герметичности обычно является окисление и ржавление металлических трубопроводов, банальный износ полимерных конструкций или нарушение технологии сборки.

Несмотря на то, что прокладка газопроводных магистралей в траншеях предусматривает полную замену агрессивного грунта на грунт с нейтральными свойствами, а устройство в местах возможного пролива технических жидкостей напрочь запрещено, без особых приспособлений они не могут считаться полностью защищенными от химической агрессии.

Галерея изображений Фото из Устройство газопровода низкого давления Сооружение газопровода высокого давления Строительство газовой магистрали Сварка полиэтиленовых труб перед укладкой

В результате потери герметичности происходит утечка газа, который как и положено всем газообразным веществам устремляется вверх. Проникая по порам в грунте, газообразное токсичное вещество выходит на поверхность и создает негативные для всего живого зоны над газопроводом.

Утечка газа может запросто стать причиной серьезной катастрофы, если покинувшее трубу голубое топливо «найдет» в земле какую-либо полость для аккумуляции. При нагреве, к примеру, элементарном воздействии солнечных лучей в знойный летний период, взрыв скопившегося газообразного топлива практически неизбежен.

Возникновение утечки газа из трубопровода угрожает не только нарушением экологического баланса, но и серьезными катастрофическими последствиями: взрывами, разрушениями, пожарами

Кроме того, утечка газа влечет немалые финансовые потери газодобывающей и газотранспортной организации. Причем между ними могут возникнуть разногласия, с которым в суд обращаться даже не стоит, если на футляре газопровода не была установлена контрольная трубка для мониторинга.

Для чего газопроводу футляр?

В устройстве подземных газовых коммуникаций используются, как правило, стальные или полиэтиленовые газовые трубы, способные выдерживать давление проходящей по ним среды. Их прочностные характеристики рассчитаны на нагрузку, создаваемую толщей грунта до 2,0-2,2 м. Однако стандартный трубопрокат не рассчитан на возможную транспортную нагрузку сверху, т.е. над газовой магистралью.

Также не учтено, что трубопроводам, по которым газ перемещается к потребителю, нежелательно проходить под другими коммуникационными линиями. Еще есть геологические и гидрогеологические ограничения, в соответствии с которыми газовую магистраль приходится прокладывать выше установленных норм.

В случае же невозможности найти трассу прокладки, не пересекающую иные инженерные сооружения, согласно предписаниям СНиП 42-01-2002 между трубопроводами необходимо обеспечить безопасную дистанцию по вертикали. Это 0,2 и более метра, что в результате меняет глубину заложения газопровода.

На сложных участках трассы газопровода, требующих защиты трубы от повреждений, прокладка производится в футлярах

Глубину заложения газовой трубы также изменяют, если уложить на нормативной глубинной отметке мешают скальные горные породы или нестабильный уровень подземной воды.

Как защитить газопровод, если дополнительная нагрузка на линию неизбежна? Во всех перечисленных случаях используются футляры, представляющие собой жесткий круглый или полукруглый в сечении кожух из стального сплава, полиэтилена или стеклопластика. Он-то и оберегает путь голубого топлива от вероятных повреждений.

Отметим, что при устройстве защиты газопровода следить за состоянием проложенной в футляре трубы еще сложнее. Чтобы облегчить нелегкую работу обходчиков, сотрудников добывающей отрасли и газоснабжающих структур, производится установка на газопровод контрольной трубки.

Галерея изображений Фото из Устройство газопровода в защитном футляре Точка возможной разгерметизации трубы Неблагоприятные гидрогеологические условия Контрольный пункт на подземной магистрали Близкое расположение к жилому дому Загородный участок с неконтролируемым перемещением Выход подземного газопровода на поверхность Группа футляров под железнодорожной насыпью

Перечислим все возможные предпосылки для устройства футляров с контрольными приспособлениями над газовыми трубопроводами:

  • Близкое расположение подземной газовой магистрали к жилому дому либо общественному зданию.
  • Прокладка газопровода на малой глубине.
  • Устройство под транспортными путями: автомобильными, трамвайными, ж/д путями.
  • Наличие резьбового соединения или сварного шва на электросварных металлических трубах и полиэтиленовых аналогах.
  • «Пересечение», т.е. проход на 0,2 м выше или ниже тепловой сети и прочих коммуникационных линий.
  • Ввод газоснабжающей трубы в дом через несущую стену и вертикальное пересечение перекрытий.
  • Сооружение контрольно-измерительного пункта с защитным ковером. Их устанавливают на протяжении всей трассы через каждые 200 м в пределах городов и прочих населенных пунктов. На свободной от проживания местности устраивают через 500 м.

Все перечисленные варианты кроме пересечения газовой трубой перекрытий, а также обустройство входа и выхода подземной линии на поверхность предусматривают установку на одном из краев футляра контрольной трубки.

Еще в случае установки над проблемным сварным швом допускается использовать не футляры в качестве основания для крепления трубки, а полукруглый металлический кожух.

В обустройстве подземных газопроводов используются стальные, полиэтиленовые и стеклопластиковые футляры. Конструктивно они представляют собой цельные трубы, соединяемые две половины трубы или один полукруглый кожух

Контрольную трубку располагают в удобном для проведения контроля месте. Т.е. с той стороны, с которой подход газовика для проведения мониторинговых операций возможен, безопасен и не требует получения разрешений.

Если в одну траншею укладывают два газопровода, что допускается строительными нормативами, то расположение футляров с подключаемыми к ним трубками должно обеспечить отслеживание обеих систем.

На каждый футляр, предназначенный для защиты газопровода, устанавливается контрольная трубка, необходимая для мониторинга технического состояния подземной системы и определения момента падения давления

Футляры устанавливаются как на вновь прокладываемые линии газопровода, так и на существующие ветки путем прокола или продавливания грунтов. Выходить за пределы шоссе, трасс, несущих стен и прочих сооружений они должны на 2 м с обоих краев.

Конструкция контрольных трубок

Минимальным расстоянием от верха футляра до дневной поверхности по нормативам является 0,8 м, максимальным – 3,0 м. В местах, где не планируется транспортная нагрузка, минимальная мощность грунта над футляром может быть уменьшена до 0,6 м. Пересекаемая толща грунта определяет высоту контрольной трубки, которая должна выходить на поверхность.

Если установка контрольной трубки производится не на футляр, а на полукруглый кожух, представляющий собой верхнюю половину трубы, крепление ее производится после засыпки газопровода слоем песка минимум 10 до 20 см

Конструктивно это контрольное приспособление представляет собой в прямом смысле трубку, зафиксированную одним торцом на футляре или полукруглом кожухе газопровода. Второй выводится на поверхность и снабжается или крышкой-хлопалкой, или муфтой с плотно закручивающейся резьбовой пробкой.

Верхний торец контрольной газовой трубки закрывает либо захлопывающаяся крышка, либо пробка с закручивающейся муфтой. Все устройства выходящие на поверхность запорно-регулирующие устройства газопровода окрашиваются в ярко-желтый цвет

Диаметр контрольных трубок, установка которых производится на футляр или кожух газопровода, по техническим нормативам составляет 32 и 57 мм. Однако производиться они могут по размерам, необходимым заказчикам. В этом случае для выпуска серии трубок разрабатывают проект и утверждают ТУ с требованиями к качеству.

Правила установки и крепления трубки

Крепление контрольной трубки к футляру или полукруглому кожуху газопровода производится в соответствии с материалом трубы и защитной системы.

В монтаже применяется три основных способа:

  • Установка контрольной трубки вместе с приваренным к ее основанию полукруглым металлическим кожухом. Ставят в качестве рядового контрольного пункта на трассу газопровода без футляра после укладки стальной или полиэтиленовой трубы и частичной засыпки ее песком до 0,2 м.
  • Крепление к полиэтиленовому футляру с использованием седлового отвода и переходника с полимера на сталь. Отверстие под фиксацию контрольной трубки просверливается перед установкой футляра.
  • Приварка основания трубки к стальному футляру. Сварной узел устраивают по предварительно просверленному в газовой трубе отверстию.

Если трубка не приваривается непосредственно к газопроводу, то между ее основанием и трубой обязательно находится слой песка. Саму трубку оборачивают полиэтиленовой пленкой или покрывают гидроизоляционным праймером.

Галерея изображений Фото из Монтаж футляра с предварительно сформированным отверстием Установка трубки на футляр Крепление через седловой отвод Приваривание контрольной трубки на объекте

В футлярах нового поколения, выполненных из стеклопластика, точка крепления контрольной трубки закладывается в процессе изготовления. Это решение значительно облегчает монтажный процесс. Трубку прикручивают перед установкой и герметизируют стык, после чего заполняют котлован с газопроводом грунтом.

Оформление и обустройство верхушки контрольной трубки производится в соответствии с типом поверхности, через которое она выводится. При наличии твердого покрытия (бетонной плиты, асфальта) над верхушкой располагают защитный колпак, ковер. При отсутствии твердого покрытия трубку выводят на 0,5 м над землей и плавно загибают на 180º.

Схема обустройства выхода контрольной трубки на поверхность зависит от типа именно этой поверхности. Если она проходит через асфальт или бетон, устанавливается ковер, если вокруг несвязный грунт – трубку изгибают

Через контрольную трубку обходчик, обязанный следить за техническим состоянием газовой трубы и плотностью транспортируемого газа, вводит шланг газоанализатора или датчик манометра и снимает показания приборов. Снятые им данные заносятся в журнал обследований.

Выводы и полезное видео по теме

Со всеми видами сооружений и устройств, предназначенных для обслуживания газопровода и мониторинга его технического состояния, ознакомит следующий видеоролик:

Информация о нюансах прокладки и обустройства газопроводов пригодятся владельцам загородных участков, желающим подключить собственность к централизованному газоснабжению.

Безусловно, сведения будут крайне полезны и тем, кто намерен организовать автономную сеть с газгольдером и проложенными от него трубами. С установкой контрольной трубки следить за состоянием подземной системы станет намного проще.

Установка ковера газового

Ковер газовый (магистральный, водопроводный) используется для защиты от всевозможных повреждений водоотводящих трубок конденсатосборников, газовой арматуры и гидравлических затворов, контрольных трубок, выводов КИП.

Его необходимо устанавливать на железобетонные подушки, располагаемые на устойчивом твердом насыпном основании из песка, грунта или щебня.

Бетонная подушка укладывается на твердый грунт уже после установки отводящей трубки конденсатосборников, гидрозатворов и прочего оборудования. Отводящая трубка ставится по центру ковера перпендикулярно его основанию.

Вся зона по высоте в радиусе min 30 см вокруг отводящей трубки засыпается песчаным грунтом, с уклоном от ковера создаются отмостки R (радиус) 50-70 см, что исключит попадание поверхностных вод в почву рядом с устраиваемым колодцем (ковером).

Расстояние между окончанием выводных устройств (газовой арматуры, отводящей трубки) и крышкой ковера (колодца) должно быть 10-15см.

При прокладке трубопровода под дорогой c усовершенствованным дорожным покрытим (цементно-бетонным, асфальтобетонным, черным щебеночным и брусчатым мостовым), поверхность крышки ковера (колодца) должны сливаться с отметкой дорожного покрытия.

При отсутствии проезжей части и пешеходной зоны крышка ковера должна возвышаться на уровнем земли не менее чем на 50 см.

Расположение ковера защитного отмечается настенным указателем, закрепляющимся на стене близлежащего здания на высоте не менее двух метров.

На специальном указателе приводится:

· диаметр (D) газопровода

· условное обозначение подземного устройства

· расстояние до ковера (колодца) перпендикулярно от стены и в сторону.

Разборные стеклопластиковые футляры защитные для газопроводов, нефте- и трубопроводов, кабельных сетей

С 2007 года мы разработали, изготавливаем и поставляем разъемные стеклопластиковые защитные футляры нашим Заказчикам.
На 1 января 2019 года более 3000 защитных футляров САФИТ установлены на газопроводах России, Белоруссии и Казахстана, что подтверждает их надежность и высокое качество!
Футляры изготавливаются по ТУ 22.21.10-010-71653326-2017 (полностью идентичному ТУ 2296-010-71653326-2011).

Группа компаний САФИТ является патентообладателем на производство защитных композитных футляров для трубопроводов, нефте- и газопроводов, кабельных и оптоволоконных линий.

Защитный футляр газовой трубы (ЗФГТ) предназначен для защиты трубопроводов, нефте- и газопроводов и кабельных линий от внешних нагрузок и механических повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями, а так же для возможного обнаружения и отвода газа в случае повреждения газопровода в пределах защитного футляра.

Материал футляра – стеклопластик. Футляры САФИТ выпускаются двух типов. Первый — стандарт, представляющий собой разъемный вдоль оси моноблок с двумя горловинами под определенный диаметр трубы. Второй — разъемный вдоль оси составной секционный футляр любой согласованной Заказчиком длины. Секции футляров, в этом случае, стыкуются друг к другу при помощи фланцевого соединения.

Все защитные футляры проходят полный цикл испытаний на прочность и герметичность и обладает 4-х кратным запасом прочности.

Футляры изготавливаются по ТУ 22.21.10-010-71653326-2017 (полностью идентичному ТУ 2296-010-71653326-2011), в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011* Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, прошли сертификацию «ГАЗСЕРТ» и экспертизу промышленной безопасности Федеральной службы по Экологическому, Технологическому и Атомному надзору.

Разрешительная документация

Экспертиза промышленной безопасностиРазрешение РостехнадзораСогласование Ростехнадзором ТУСертификат соответствия

Разрешение на применение в КазахстанеПисьмо сертификационного центра

Сравнительная таблица преимуществ футляра защитного стеклопластикового САФИТ относительно металлического

Параметры Футляр стеклопластиковый САФИТ Футляр металлический
Комплект поставки “под ключ” – со 100% предпродажной готовностью к монтажу на объекте без дополнительных тех. мероприятий набор материалов – с последующим техпроцессом по изготовлению футляра на объекте с привлечением сложного технического оборудования
Монтаж болтовое соединение резка, сварка, нанесение хим. защиты, сборка
Среднее время монтажа 2 часа 8 часов
Сварка в процессе монтажа не требуется требуется
Квалификация сборщиков средняя высокая
Вес изделия малый, в 5 раз легче стали значительный
Химическая стойкость высокая низкая
Коррозионная стойкость высокая низкая
Теплопроводность низкая высокая
Электропроводность нет высокая
Применение электро- и химической защиты и изоляции не требуется требуется
Срок эксплуатации более 40 лет до 15 лет

ТУ и Руководство по монтажу и эксплуатации футляров защитных САФИТ

Руководство по монтажу и эксплуатацииТУ 22.21.10-010-71653326-2017

Варианты изготовления защитных футляров

Разъемный футляр фиксированной длины 6 метров

Футляр фиксированной длины — 6000 мм. Предназначен для установки на существующих газопроводах при пересечении с инженерными коммуникациями в ограниченном пространстве и не имеет возможности для увеличения или уменьшения длины.

Разъемный футляр составной секционный на торцевых фланцах

Максимальная длина одной секции — 5500 мм, минимальная — 2000 мм. Между фланцами устанавливается специальный резиновый уплотнитель. Фланцевое соединение крепится на болтах М10 из нержавеющей стали и позволяет производить защитные футляры любой длины под размеры заказчика.

Номенклатура защитных футляров

Общий номенклатурный номер футляра защитного СAФИТ обозначается как ЗФГТ D-L-Ф, где:
ЗФГТ — защитный футляр газовой трубы;
D — условный диаметр составного секционного футляра на торцевых фланцах;
L — общая длина в метрах составного секционного футляра на торцевых фланцах;
Ф — обозначение составного секционного футляра на торцевых фланцах.

В таблице приведены значения основных характеристик футляра ЗФГТ.

Типоразмер футляра Диаметр газовой трубы
с изоляцией Dт, мм
Диаметр футляра Dф
в рабочей области, мм
Вес футляра, кг/метр
ЗФГТ 150 50/65/90 159 11,0
ЗФГТ 200 80/120 219 12,5
ЗФГТ 250 125/150/174 273 14,5
ЗФГТ 300 200/237 325 16,1
ЗФГТ 350 250/291 377 17,6
ЗФГТ 400 300/335 426 19,5
ЗФГТ 500 400/435 530 23,8
ЗФГТ 600 500/532/630 744 63,2
ЗФГТ 1000 635/738/820 1024 92,3
ЗФГТ 1200 842/945/1048
ЗФГТ 1500 1256 1424 129,0
ЗФГТ 1700 1400 1624 138,0

Варианты установки защитных футляров для газопровода при пересечении инженерных коммуникаций

Расположение защитного чехла под автомагистралью

СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»

п.5.2.1 В местах, где предусматривается движение транспорта и сельскохозяйственных машин, прокладка газопроводов осуществляется на глубине не менее 0,8 м до верха газопровода или футляра.
п.5.5.2 Прокладку подземного газопровода в местах пересечений с автомобильными дорогами I-IV категорий, а также магистральными улицами общегородского значения, следует производить в футлярах. В других случаях вопрос о необходимости устройства футляров решается проектной организацией.

Защитный кожух под трамвайными путями

СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»

п.4.53 Футляры для газопроводов следует предусматривать для защиты газопровода от внешних нагрузок, от повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями и коммуникациями, а также для возможности ремонта и замены, обнаружения и отвода газа в случае утечки. При этом в местах пересечения газопровода с каналами тепловых сетей, а также на переходах через железные дороги общей сети, рекомендуется предусматривать футляры.

Защита газопровода под железной дорогой

СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»

п.8.12 При подземной прокладке в месте пересечения трубопроводы заключают в защитную трубу (канал, тоннель), концы которых на пересечениях с трубопроводами, транспортирующими взрыво- и огнеопасные продукты (нефть, газ и т.п.), располагаются с каждой стороны не менее чем в 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений — от крайнего; на пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями — не менее 10 м.

Монтаж защитного футляра на трубу газопровода

Защитный футляр для газопровода собирается из двух стеклопластиковых кожухов — нижнего и верхнего, стянутых между собой болтами из нержавеющей стали с применением резинового уплотнителя. Внутри защитного футляра на трубу газопровода устанавливаются стеклопластиковые центраторы с шагом 980 мм. На расстоянии 500 мм от торца в верхней части заформован стальной штуцер D=32мм с дюймовой наружной резьбой для подсоединения трубки контроля утечки газа.

Испытания футляров на механическую прочность и герметичность

Прочность. Опытный образец нагружается через стальные ложементы вертикальной нагрузкой 5.8, 8.7, 11.6 тс. На каждом этапе выполняется визуальный контроль поверхности на наличие повреждений. При нагружении фиксируют величину нагрузки в момент контакта футляра защитного с центраторами.

Герметичность. Производим полную сборку опытного образца. После установки контрольной трубки производится опрессовка футляра на герметичность давлением 5 кПа. Падение давления в течении 5 минут не должно превышать 0.2 кПа.

Внешний вид и комплектовка защитных футляров для газопроводов и трубопроводов

В комплект поставки входит: болты из нержавеющей стали, центраторы разборные, уплотнители резиновые.

Ковер газовый защитный для контрольной трубки с индикатором

Ковер малый h=210 мм, d=172 мм.

Фото вариантов монтажа футляров защитных

Москва

4 фото

Тула

3 фото

Видео сборки футляра защитного

При сборке для удобства рекомендуем использовать струбцины. Затяжка болтов производится равномерно от центра к концам футляра.

Еще больше информации смотрите на нашем сайте gazcase.ru «

Переходы газопроводов через преграды. Требования к устройству футляров

Билет 24.

  1. Виды закупорок, способы их устранения.
  2. Устройство футляра при пересечении препятствий.
  3. Порядок перевода работы ГРП с основной линии регулирования на обводную линию.
  4. Меры безопасности при чистке газовых фильтров.

Устранение закупорок. Опыт эксплуатации подземных газопроводов показывает, что встречаются следующие виды закупорок:

·водяные, ледяные;

·смоляные или нафталиновые;

·закупорки посторонними предметами.

В случае появления жидкостных пробок производят проверку сборника конденсата или гидрозатвора и удаление конденсата, устраняют провис путем выправления уклона газопровода или установки дополнительного сборника конденсата.

Снежно-ледяные, гидратные и нафталиновые закупорки устраняют путем заполнения газопровода растворителем, отогрева газопровода паром от подвижного котла с последующим удалением конденсата, а также шкуровкой газопровода стальной проволокой диаметром 5—8 мм, прочисткой скребками и ершом.

Для удаления загрязнения (окалины, грязи, пыли т. д.) газопровод продувают инертным газом. При разрывах дефектный стык вырезают и вместо него в газопровод вваривают катушку длиной 0,4—0,8 м из такой же трубы.

На газопроводах низкого и среднего давления неполный разрыв стыков можно ликвидировать путем установки временных ремонтных муфт. Для этого на поврежденный стык предварительно устанавливают металлический бандаж с резиновой прокладкой, стягиваемой болтами. Бандаж приваривают к газопроводу, уголки с болтами срезают. После этого на бандаж надвигают состоящую из двух половинок муфту, которую конопатят асбестовым шнуром, отбортовывают, а затем приваривают к трубе.

Плотность соединения приваренной муфты испытывают воздухом, подаваемым через отверстие в ней. После испытания пробку в муфте заваривают. При местной коррозии газопровода поврежденный участок заменяют новым или на место повреждения устанавливают и приваривают муфту.

Переходы газопроводов через преграды. Требования к устройству футляров

Пересечение газопроводами автомобильных дорог (за исключением бескатегорийных), железнодорожных и трамвайных путей, подземных коллекторов и каналов (включая каналы теплосети и дренажной канализации) ведется с обязательным устройством защитных футляров.

Пересечение других подземных инженерных коммуникаций (водо- и газопроводов, телефонных и электрических кабелей), может осуществляться как с устройством защитных футляров, так и без них, в зависимости от месторасположения защищаемого газопровода, глубины его укладки, расстояний до ближайших жилых и общественных зданий и других факторов. Решение об устройстве футляров принимается на стадии проектирования.

Защитные футляры могут выполняться из неметаллических (полиэтиленовых, поливинилхлоридных, асбестоцементных) или металлических (стальных) труб. Стальные футляры предусматриваются при пересечение железных дорог и теплотрасс; в других случаях можно, и даже целесообразно, применять футляры из неметаллических труб, обеспечивающих более Долгий срок службы. Необходимость устройства стальных футляров при пересечении теплотрасс вызвано тем, что в случае аварии на системах теплоснабжения горячая вода неминуемо приведет к потере устойчивости пластмассового футляра и нарушению его защитных свойств. Неметаллические футляры, устраиваемые при пересечении автомобильных дорог или трамвайных путей, проверяются по условию предельно допустимой овализации поперечного сечения трубы футляра и по условию устойчивости круглой формы поперечного сечения.

При пересечении автомобильных дорог, железнодорожных и трамвайных путей диаметры футляров по значениям Де или Ду принимаются, как правило, не менее чем на 100мм больше диаметра газопровода. Это обусловлено потенциальной возможностью сплющивания футляра под действием нагрузок от полотна дороги и движущегося транспорта. В остальных случаях внутренний диаметр футляра может быть на 20-50мм больше диаметра газопровода.

При использовании футляров из стальных труб они свариваются газо- или электросваркой в плети требуемой длины. Для продления срока службы желательно защищать наружную поверхность футляра пассивной изоляции на основе битумных мастик или полимерных изолирующих пленок, а также устраивать протекторную защиту.

При использовании для футляров полиэтиленовых труб они свариваются между собой нагретым инструментом встык или муфтами с закладным электронагревателем (при открытом способе прокладке).

При использовании футляров из неметаллических труб, собираемых в раструб (керамических, поливинилхлоридных или асбестоцементных), они должны быть собраны в плети требуемой длины и уплотнены в местах соединений, согласно требованиям к сборке данных труб. Изоляция на металлические футляры не наносится.

Контрольные трубки, где они необходимы, могут выполняться как из стальных, так и из полиэтиленовых труб. На переходах через железные дороги вместо контрольных трубок устанавливаются вытяжные свечи.

Расстояние места врезки контрольной трубки от конца футляра рекомендуется принимать равным 250-400мм.

Врезка контрольных трубок производится:

— стальных в стальные футляры — газо- или электросваркой;

— полиэтиленовых в стальные футляры — при помощи неразъемных соединений «полиэтилен-сталь», с гладким приварным концом;

полиэтиленовых в асбестоцементные, керамические, поливинилхлоридные или полиэтиленовые футляры — при помощи соединения «полиэтилен-металл» с резьбовым концом и гайкой. Металлическая часть соединения должна иметь упор под резиновое уплотнение и после монтажа покрываться битумной изоляцией или полимерной лентой в соответствии с требованиями ГОСТ 9. 602-89.

— стальных в полиэтиленовые, керамические и асбестоцементные футляры — при помощи резьбовой врезки через опорную плиту с резиновым уплотнением;

— полиэтиленовых в полиэтиленовые футляры — при помощи седловых отводов или засверловочных хомутов.

Свободные концы контрольных трубок выводятся под защитное устройства — ковер.

При монтаже ковера на футлярах при пересечении автомобильных дорог за пределами поселений должна быть предусмотрена его установка на основание, обеспечивающее возвышение крышки ковера над поверхностью земли.

Для предотвращения механических повреждений полиэтиленовых труб при протаскивании внутри защитного футляра (за исключением пластмассовых) на них рекомендуется установка защитных опор или прокладок. Количество опор и расстояний между ними определятся конструктивно или расчетом и указывается в проектной документации. Конструкция опор может быть самая различная, но обеспечивающая отсутствие повреждений на трубах газопровода.

Например, возможно использовать кольца длиной 0,5 Де изготавливаемые из полиэтиленовых труб того же диаметра, что и трубы газопровода или следующего типоразмера, путем разрезки их по образующей и установки на протягиваемую трубу на расстояниях 2-3 м друг от друга с фиксации на трубе липкой синтетической лентой. В качестве одного из вариантов могут рекомендоваться стандартные ползунковые опорно-направляющие кольца из пластмассовых или деревянных сегментов, соединяемых болтами или тросом.

При наличии на футляре контрольных трубок концы футляров дополнительно герметизируются битумными мастиками (на полиэтиленовых футлярах при температуре не выше +80 °С), полимерной лентой или другим способом, предотвращающем выход газа при его возможной утечке за пределы концов футляра и обеспечивающим его вывод в контрольную трубку.

| следующая лекция ==>
Фильтры газовые высокой очистки | Принцип действия жидкостного манометра

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 2218 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*